28 ноября 2019 г. в Институте перевода Библии состоялась открытая лекция «Тенденции и перспективы развития языковой ситуации в РФ». Лекцию прочитала ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, доктор филологических наук Айса Николаевна Биткеева.
В лекции рассматривалась динамика и перспективы развития языковых общностей в России в контексте современной языковой ситуации и языковой политики. Лектор проанализировала основные тенденции языкового развития в РФ, языковые конфликты и их решение в правовом поле. Рассматривалась взаимосвязь языка и идеологии. Особенно актуален вопрос идеологии для многонациональных стран, которые в силу полиэтничности и многоязычия постоянно находятся в поисках правильного баланса – как сочетать целостность государства и языковую централизацию с потребностью многонационального населения страны сохранять свои языки и культуры.
В докладе были рассмотрены методологические основы социолингвистического прогнозирования с акцентом на анализе языкового многообразия в России. Социолингвистическое прогнозирование необходимо рассматривать как инструмент языковой политики, который способен помочь в улучшении языковой ситуации, в укреплении языков, что особенно важно для многонациональных стран. Прогнозирование языковых процессов включает три основных этапа: анализ сложившейся ситуации, прогноз относительно ее развития, опережающее отражение масштаба проблемы и разработка инструментов, которые влияют на развитие, например, с целью предотвращения и решения языковых конфликтов. Для того чтобы лингвопрогноз стал инструментом языковой политики и языкового планирования требуется, во-первых, высокая степень вовлеченности государственных структур и общественных организаций в проблематику сохранения языков, языкового многообразия в целом, во-вторых, вовлеченность самих языковых общностей в процесс создания и культивации идеологем, способствующих формированию образа перспективного современного языка.
По мнению А.Н. Биткеевой сегодня необходима разработка государственной целевой программы по сохранению и ревитализации языков России, сотрудничество с языковыми сообществами, учет их мнения при определении языковой политики, важна опора на лингвистическую экспертизу при рассмотрении таких вопросов как включение в образовательный стандарт обязательного изучения родных языков, выработка законодательной инициативы о соблюдении языковых прав всех народов страны, пропаганда на государственном уровне идеи о культурном и психологическом преимуществе двуязычия (многоязычия) по сравнению с одноязычием, о том, что русский язык, знание которого необходимо всем гражданам РФ, должен усваиваться детьми не вместо этнического языка, а вместе с ним.
Поделиться: