Происхождение теонима Инмар «Бог» в удмуртском языке.

М. Атаманов

Многие ученые, занимающиеся вопросами этнической истории удмуртского народа, его религии, материальной и духовной культуры, изучали вопрос происхождения теонима Инмар «Бог».

Слово Инмар зафиксировано в  ранних словарях удмуртского языка, оно бытует во всех без исключения диалектах и говорах. Значение слова везде одинаково: Инмар – главный бог, творец неба и земли, видимого и невидимого мира, создатель всего хорошего и доброго на земле, грозный судья.

Кратко резюмируя работы ученых-лингвистов и этнографов, посвященные теме возникновения и развития образа верховного бога у удмуртов, можно составить следующую схему. Культ небесного бога возник в древние времена, еще в эпоху существования финно-пермской этноязыковой общности. Отсюда идут многие сходные черты в образах удмуртского Инмара и финского Ильмаринена, Илмара. Народные представления о боге Инмаре как о повелителе небесной сферы приобретали с течением времени все новые черты. Возвышение над другими божествами – явление более позднее, возникшее не без влияния развитых религиозных систем, таких как ислам и христианство. Удмуртский бог Инмар превратился в монотеистического Бога-Вседержителя, напоминая и мусульманского Аллаха, и христианского Бога.

Среди работ современных исследователей о религиозных воззрениях удмуртов, в частности о происхождении теонима Инмар, особого внимания заслуживают труды удмуртского этнографа В.Е. Владыкина, особенно его монументальная работа «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» (Ижевск, 1994). В.Е. Владыкин считает, что образ удмуртского Инмара восходит к финно-угорской эпохе. Данный теоним имеет параллели в ряде финно-угорских языков, например: финский и карельский Ильмаринен, коми Ен, хантыйский Илем, мансийский Элем. Первоначально Инмар был одним из божеств, представляющих верхний ярус мира – небесную сферу. Со времени вхождения части удмуртов в Булгарское государство, а затем всех групп удмуртов в состав Российской империи, где правили монархи (каган, царь), стали складываться условия для возникновения представлений о едином боге. «Большое значение в этом процессе имело крещение удмуртов, именно в этот период Инмар приобретает черты христианского Бога» (Там же, с. 101-102).

Из краткого анализа происхождения слова Инмар, эволюции его значения с древних языческих времен до сегодняшних дней, когда основная масса удмуртов приняла христианскую веру (прибл. 95%), видно, что это важнейшее слово в религиозно-духовной жизни удмуртского народа имеет весьма древнее и сложное происхождение.

В настоящее время в Удмуртии возникают споры о правомерности употребления теонима Инмар, имеющего языческое происхождение, в христианском богослужении, при переводе книг Священного Писания; высказываются мнения о необходимости его замены. Но если идти по этому пути, то во всех языках мира, за исключением иврита, слово со значением «Бог» надо заменить древнееврейским Иегова, ибо все народы когда-то, за исключением евреев, были язычниками и имели много богов и божеств разного ранга, а название главного «доброго» бога из своей религии они внесли в христианскую церковь. У славянских племен были божества Даждьбог, Чернобог, Белобог и др. А.Н. Уваров верно пишет: «Если рассуждать в таком духе о священном слове удмуртских христиан – Инмар, то завтра можно говорить о русском Бог, которое до принятия христианства на Руси среди древнерусских язычников звучало так же одинаково – Бог, а если пуститься с подобными рассуждениями к временам седой древности – в мир этимологии, то слово окажется родственным и найдет соответствие в древнеиндийском, древнеперсидском, авестийском языках (Бага, Баха, Бхагаз), носители которых были приверженцами индуизма, буддизма, зороастризма, различных культов языческого толка» (Уваров А.Н. Тон письма иеромонаха Антония // Диакон Михаил Атаманов. Мой путь в Библию. Ижевск, 1999. С.80.).

По происхождению древних слов имеются десятки предположений, гипотез. Где истина? Для верующих христиан важна молитва, а не происхождение слова, тем более, что значения слов часто меняются. Истинные христиане молятся Богу, а не букве и этимологии. Отец Леонид (Силуан) Бояров пишет: «Именуя Бога именем Инмаре, я и другие удмурты-христиане разумеем Святую Троицу, и это имя вызывает в душе живой отклик, чувство радости, света и любви» (Бояров Л. Велика милость Божия // Там же. С. 76.).

Присоединяясь к мнению о. Леонида (Силуана) Боярова, ученого-филолога А.Н.Уварова и др., завершаю свое выступление словами: теоним Инмар полностью соответствует христианскому понятию «Бог». Он – Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Предвечный, Он – Судья и Царь. Инмара никто, никогда не видел, Он – Дух, живет на небе.

С принятием христианства у удмуртов появились понятия Куиньмо Инмар «Бог-Троица», Инмар Атай «Бог Отец», Инмар Пи «Бог Сын», Инмар Анай «Матерь Божия, Богородица», Инмар Кыл «Слово Божие», Инмар закон «Закон Божий», Инмар кылчин «ангел Божий» и др. Слово Инмар не нуждается ни в каких ревизиях, оно известно и свято для всех верующих удмуртов-христиан.

04.04.2004

Информационный бюллетень ИПБ "Новости библейского перевода" №1(2004)