С 21 по 24 апреля в Ташкенте прошел семинар* «Дискурс в Книге Притчей на тюркских языках», организованный Институтом перевода Библии. В нем приняли участие переводчики и богословские редакторы из алтайского, балкарского, сибирскотатарского, хорезмского и киргизского проектов.
Все команды приехали со своими материалами — народными притчами на своих языках. Уже на этапе изучения их с точки зрения смысла и структуры стало очевидно родство библейских и народных притч. Во-первых, обнаружилась очевидная смысловая перекличка — близкие, а порою и одинаковые, формулы для описания добра и зла, преданности и вероломства, богобоязненности и отступничества от Бога. Во-вторых, выявились и структурные параллели — и те, и другие притчи являются образцами поэзии с ритмом, рифмами и образностью.
Ведущие семинара Джастин Рэндолф, Мюррей Солсберри и Нилуфар Абдулсатарова говорили о важности сохранения не только смысла, но и структуры при переводе. Они отметили, что богатство и музыкальность тюркских языков позволяют это сделать. Многие краткие, но емкие фразы из притч Соломона вошли в русский и другие языки и стали крылатыми выражениями. Ведущие подчеркнули важность достижения того же результата и на тюркских языках.
В первой части семинара обсуждали притчи и пословицы как жанр — исследовали типы и ситуации, в которых они используются. Во второй части детально анализировали притчи Соломона и раскрывали их смысл. По каждой притче велась оживленная дискуссия, что еще раз подтвердило актуальность древних библейских текстов. В третьей части ведущие семинара предложили участникам выбрать перекликающиеся фольклорные притчи и притчи из Библии, а затем проанализировать их структуры.
Семинар показал, что притчи Соломона не утратили своей актуальности и сегодня. Пословицы тюркских народов и библейские притчи — это два мира, которые отражают друг друга.
В заключительной части семинара было решено издать книгу с результатами исследований команд.
*Данный научно-практический семинар не является дополнительным образованием, не предполагает итоговой аттестации и выдачи какого-либо документа об образовании.