Монография консультанта ИПБ Алексея Борисовича Сомова опубликована в лондонском издательстве T&T Clark и поступила в продажу в феврале 2017 г. Книга представляет собой переработанную версию PhD диссертации А.Б. Сомова, защищенной им в январе 2014 г. В Свободном Университете Амстердама (VU University Amsterdam).
Краткое описание книги
Евангелие от Луки и Книга Деяний уделяет большое внимание вопросам посмертной участи. Однако некоторые отрывки, термины и образы кажутся сложно согласующимися. У читателя может возникнуть ряд вопросов: почему Лука говорит о различных формах посмертной участи? Почему он описывает эсхатологическое воскресение как превращение в ангелоподобное существо? Где находятся праведники и грешники после смерти, и сколько таких мест описывает евангелист? Почему сам Лука не видел противоречий там, где их усматривает современный читатель?
В своем исследовании А. Б. Сомов обращается именно к такого рода вопросам, обсуждая их во взаимосвязи друг с другом и с другими эсхатологическими темами Евангелия от Луки и Деяний, и рассматривая их в более широком культурном контексте древнего Средиземноморья.
Сомов говорит о том, каждая культура выражает духовные реальности с помощью набора “религиозных” когнитивных метафор, создавая свой “религиозный” язык на основе образов повседневного человеческого опыта. Веру в посмертную участь можно безусловно считать частью такой религиозной метафорической системы в культурном контексте древнего мира восточного Средиземноморья - мира к которому принадлежал и Лука. Эта культура выработала целый набор идей и метафор, касающихся жизни после смерти. Сомов выбирает основные метафоры, связанные с посмертной участью и анализирует их с помощью Когнитивной теории метафоры. Он делает вывод о том, что некоторые идеи и метафоры кажутся нам непоследовательными и противоречивыми именно потому, что мы не понимаем, что они призваны показать. Выявление и интерпретация религиозных метафор, связанных с представлениями о посмертной участи, показывает, что для Луки они были живым и действенным способом говорить о духовной действительности, принятым в данной культуре. Поэтому он использует их и даже создает новые комбинации идей. Это, например, помогает ему описать воскресение как процесс оживления к вечной или физической жизни, противоположный умиранию, а с помощью уподобления воскресших ангелам, он показывает их подобие в бессмертии и преображении в небесную славу.