19 сентября 2019 г. в Институте перевода Библии состоялась очередная открытая лекция. Лектор Кетеван Тамазовна Гадилия, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института перевода Библии, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики РГГУ рассказала о письменности и алфавитном письме в свете грузинской и армянской письменности.
Тот, кто хоть раз видел армянскую письменность и одну из форм древнегрузинской письменности (асомтаврули или нусха-хуцури) сразу отмечает их внешнее сходство. О чем говорит это сходство? Лектор ответила на этот вопрос в три этапа.
В первой части был сделан краткий обзор истории письменности с ареальной точки зрения. А именно, те ареалы, которые связаны с Южным Кавказом исторически, культурно и географически (Средиземноморье, Ближний и Средний Восток): возникновение, происхождение и развитие письменности, преобразование в пространстве и во времени, исторические взаимоотношения письменных систем.
Вторая часть лекции была посвящена более конкретным вопросам грамматологии (учение о системах письменности): в чем состоит различие алфавитного письма и письменности, о двусторонней сущности графемы, об основных характеристиках алфавита (план выражения, т.е. отражение знаков языка, последовательность расположения графем, количество знаков, графическая форма).
Заключительной, третьей частью лекции был типологический анализ армянской и грузинской письменности. В этой части главный упор делался на фундаментальное исследование Т.В. Гамкрелидзе «Алфавитное письмо и древнегрузинская письменность. Типология и происхождение алфавитных систем письма, 1989». Т.В. Гамкрелидзе систему рассматривает несколько систем письменностей христианской эпохи, происхождение которых связано с греческой системой. Это – коптская письменность, готская письменность, древнеармянская письменность, древнегрузинская письменность и старославянская письменность. Он приходит к выводу, что с точки зрения плана выражения (графики) «древнегрузинская письменность Асомтаврули, древнеармянский Еркатагир и старославянская Глаголица подпадают под общий типологический класс, проитивопосталяясь коптской и готской письменностям и Кириллице». В то же время, с парадигматической точки зрения, Асомтаврули и Глаголица типологически более близки коптской и готской системам письма.