1 сентября 2022 года доктор богословия, главный научный сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры игумен Арсений (Соколов) представил в Институте перевода Библии доклад на тему «Социальный и антиидолопоклоннический аспекты учения библейских пророков VIII века до Рождества Христова». Доклад был посвящен анализу проповеди четырех пророков: Амоса, Осии, Михея и Исайи, причем проповедь первых трех входит в состав Малых пророков, которые прежде воспринимались иудейским каноном и ранней Церковью как единая «Книга двенадцати». Однако «малыми» принято называть этих пророков не по значимости донесенного ими слова Божия, а по объему дошедшего от них текста.
Амос – старший из четырех рассматриваемых пророков и первый библейский пророк, чья проповедь была записана. Основная тема его обличений – социальная несправедливость. Интересно, что обличительное слово Амоса прозвучало во времена расцвета Северного Царства – благополучные времена экономического процветания и стабильности. Весть о Божьем гневе обрушилась на правителей поистине как гром среди ясного неба. Основной мишенью обличений были притеснение бедных и коррумпированность судебной системы, и, хотя в истории человечества трудно найти времена и страны, для которых не были бы характерны данные социальные преступления, им не должно было быть места в израильском обществе, получившем заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18).
Все острие пророческой критики Осии направлено против другого греха – против идолопоклонства, которое для него – духовное прелюбодеяние, измена Единому Богу. Причем как идолопоклонство Осия квалифицирует в том числе и внешнюю политику своей страны, вектор которой постоянно меняется. Преклонение перед политической властью, перед великими державами, перед силой оружия является для Осии идолопоклонством и стоит в одном ряду с фетишизмом, культовой проституцией и поклонением Ваалу.
Пророков Михея и Исайю с Амосом роднит озабоченность общественными проблемами, а с Осией – обличения в идолопоклонстве во всех его формах и проявлениях, включая, конечно, и преклонение перед политической властью и силой оружия.
У всех библейских пророков упование на кого бы то ни было или на что бы то ни было, кроме Бога, квалифицируется как отступление от богооткровенной религии – как вероотступничество. Возлагать иллюзорную надежду на людей, искать спасения в материальных благах, рассчитывать на безопасность в союзах с иностранными державами или полагаться на силу собственного оружия и на мнимую неприступность своих крепостей – всё это формы идолопоклонства. Израилю, а вслед за ним и всем народам, следует научиться всё свое упование возлагать на Бога: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6:4), «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему служи» (Втор 6:13; 10:20).
В конце лекции слушатели задали лектору вопросы, в том числе о том, как обычному человеку, не имеющему пророческого дара, было различить из многих пророческих голосов, зачастую возвещавших разное и друг другу противоречивших, подлинную весть от Бога, если пророки вовсе не всегда были аполитичны, а зачастую выражали весьма четкую и однозначную политическую позицию. На это лектор ответил, что пророчества проверяются временем. Что же касается пророчеств, прошедших такую проверку и впоследствии включенных в библейский канон, они не потеряли своей актуальности до наших дней и могут с духовной пользой читаться нами сегодня.