Андрей Десницкий
Сколько книг Премудрости в Ветхом Завете? Ответ на этот вопрос зависит от того, к какой христианской традиции мы принадлежим. Книги Притчей, Екклесиаста и Иова присутствуют во всех Библиях, но иудеи и протестанты ограничиваются только ими. Для православных и католиков к их числу добавляются еще две, дошедшие до нас по-гречески, а не по-еврейски: Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Впрочем, в наших переводческих проектах мы до этих книг (неканонических) еще не добрались, поэтому и на семинаре речи о них не было.
К тому же к этим книгам тесно примыкает самая неожиданная книга Ветхого Завета – Песнь Песней. Иногда ее причисляют к поэтическим книгам вместе с Псалтирью, но много у нее общего и с книгами Премудрости: она состоит из кратких изречений, которые приводятся вне всякого контекста.
Три канонические книги связаны с именем царя Соломона, сына Давида и самого славного правителя Израиля. Трудно сказать, действительно ли он написал их все или его имя – это скорее имя человека, стоящего у истоков традиции. Но это в любом случае именно традиция: в тех же Притчах мы находим изречения языческих мудрецов Агура и Лемуила, да и притчи самого Соломона были отчасти собраны и записаны людьми царя Езекии, жившего спустя несколько веков после самого Соломона.
Но идея красивая: в молодости Соломон написал Песнь Песней, удивительный гимн юной любви, который в то же время издавна трактуется и символически, как поэма о любви Бога и человеческой души. Но даже если толковать эту книгу символически, она все равно не случайно берет как материал для сравнения именно эту сторону человеческой жизни – любовь между юношей и девушкой. Библия не отвергает этой любви, но преображает ее, ставит в иной, возвышенный контекст.
В зрелые годы, говорит предание, Соломон написал Притчи – книгу житейской мудрости, где содержится множество практических советов. По сути, это книга наставлений отца юному сыну – не родился ли он от того самого союза, о котором рассказывает Песнь? Притчи – действительно, очень «мужская» книга (как, например, книга Руфи – женская), и это, в частности, значит, что женщина занимает в ней очень важное место. Даже две женщины – прекрасная Царица-Премудрость, которая призывает к себе людей, чтобы научить их всему, и распутная Глупость, совращающая неопытных на городских улицах. Книга завершается гимном добродетельной жене – именно в честном браке раскрывается большинство ее наставлений.
А вот книгу Екклесиаста, или Проповедника, писал явно старец, не только умудренный жизнью, но и уставший от нее. Соломон в старости? Может быть, именно он – а может быть, просто лирический герой, похожий на него.
Но к литературе Премудрости относится еще одна книга – книга Иова. Это, может быть, самая парадоксальная часть Ветхого Завета. Начнем хотя бы с того, что одни считают ее самой ранней частью Писания и приписывают Моисею, поскольку она говорит о древних временах, а другие – самой поздней, поскольку она ставит вопросы, на которые отвечает только Новый Завет. Да и язык ее имеет немало общего с послебиблейским ивритом – но это, с другой стороны, могли быть и просто диалектные черты.
В любом случае, эти книги вместе входят в библейский канон. А ведь говорят они совсем не одно и то же… Книга Притчей, если кратко резюмировать многие ее страницы, говорит: поступай правильно, и всё у тебя будет хорошо. Книга Иова возражает ей: да ведь сплошь и рядом бывает так, что праведнику приходится очень плохо! А книга Екклесиаста подводит печальный итог: все в конце концов оказываются за той гранью, где земное благополучие или несчастье уже не имеют никакого значения.
Какая из книг права? Ни одна из них, если рассматривать их по отдельности, и все они, если брать их вместе, как единые части единого текста. Что, собственно говоря, мы и попытались сделать на этом семинаре, рассматривая их как единые части этого удивительного собрания книг под названием «Библия».
Информационный бюллетень "Новости библейского перевода" №2(37) 2013