Открытая лекция «Вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7:56): когнитивная интерпретация
16 января, 2015

15 января 2015 г. консультант переводческих проектов Института перевода Библии к.филос.н. Алексей Борисович Сомов выступил с докладом на тему «Вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7:56): когнитивная интерпретация. Лекция проходила в рамках библейских встреч, организуемых Институтом Библии при Библиотеке иностранной литературы.

Заголовком выступления А.Б. Сомова стали предсмертные слова Первомученика Стефана. В основу доклада легло сопоставление трех мученичеств, положивших начало традиции христианских martyria: мученичества Иисуса Христа (особенно в описании Евангелия от Луки), мученичества диакона Стефана (как оно изложено в Деяниях), мученичества апостола Иакова (как оно дано на исходе II в. н. э. в трудах иудео-христианского историка Эгесиппа и воспроизведено в «Церковной истории» Евсевия).

Евангелист Лука связывает историю о мученичестве Стефана (Деян 6:8-7:60) с описанием допроса и распятия Иисуса. Эту историю можно рассматривать как пример или даже как типологический «образец» раннехристианского мученичества. Более того, схожая по сюжету история, которая возможно, также связанная с писаниями Луки, встречается затем в рассказе Эгесиппа о мученичестве Иакова брата Господня (Hist. eccl. 2.23.4-18). В докладе уделяется внимание одному из аспектов этой типологии – вопросу о том, почему Сын Человеческий, который, согласно Лк 22:69, сидит одесную славы Божией, стоит одесную Бога в Деян 7:56. Было предложено достаточно много объяснений изменения положения Сына Человеческого в предсмертном видении Стефана. В дополнении к ним, в докладе предлагалось рассматривать этот вопрос в контексте когнитивного анализа метафор смерти и воскресения в эллинистической культуре, к которой принадлежали иудаизм и христианство того времени. В этой культуре смерть часто концептуализируется с помощью метафоры «смерть, это сон», а воскресение как «воскресение, это пробуждение и вставание от сна». С помощью такого подхода докладчик показывает, что «стояние» Иисуса как Сына Человеческого в Деян 7:55-56 указывает на Его воскресение и уверение Стефана в том, что тот также воскреснет.

Лекция вызвала оживленную дискуссию. В ходе дискуссии научный руководитель семинара Е.Б. Рашковский высказал мысль о том, что изложенная в лекции проблематика рельефно оттеняется описанием судьбы другого из важнейших персонажей Деяний: апостола Павла. Первоначально Павел-Савл, еще погруженный в полусонное состояние обыденного сознания, находится в числе мучителей и Стефана, и юной Церкви. Но подлинное пробуждение души, мысли и личности Савла-Павла свершается на пути в Дамаск и во время последующего обращения будущего апостола (Деян 9). И Христос выступает живым и активным началом того пробуждения, которое несет в себе обетование не только грядущего мученичества, но и Воскресения.